Обама и Путин сближаются?
В 2015 году Россия и США относились друг с другу с такой враждебностью, которой не было уже давно. Многие эксперты говорили о начале «новой холодной войны» и даже не исключали возможного военного столкновения двух держав. Но теперь множатся признаки сближения между президентом США Бараком Обамой и его российским коллегой Владимиром Путиным. Немецкий журнал Focus приводит пять таких признаков.
Во-первых, в российских СМИ существенно снизилась антиамериканская травля. Если вы хотите «узнать, кого Кремль в тот или иной момент считает своим врагом, вам необходимо внимательно следить, какую страну чаще всего дискредитируют в новостных передачах», замечает издание, и в прошлые годы США зачастую возглавляли этот негативный рейтинг. Но сейчас, как следует из анализа экономического издания РБК, это изменилось: «В декабре федеральные каналы назвали США «врагом России» только пять раз, хотя еще в октябре этого года таких упоминаний было 29″.
Во-вторых, Путин начал проводить политический курс на сближение с США. В частности, российский лидер стал гораздо реже «совершать атаки» на США. На большой ежегодной пресс-конференции он, к удивлению, полностью отказался от нападок на США и вместо этого говорил о возможности договориться с Вашингтоном по Сирии. Еще более явно Путин заигрывал с США в интервью американскому каналу CBS, говоря об Америке прямо-таки взахлеб, пишет издание. На вопрос, что Путину больше всего нравится в США, президент ответил: креативность американцев. «Креативность в том, как вы решаете проблемы. Благодаря этому Америка достигла таких потрясающих результатов в развитии страны», — цитирует Focus.
Кроме того, Путин и Обама вновь говорят друг с другом, в том числе лицом к лицу. Издание отмечает, что «на высшем дипломатическом уровне ледниковый период между странами, по всей видимости, закончился». Это подтверждается рядом встреч, а именно — личной беседой Обамы и Путина на Генассамблее ООН в Нью-Йорке в конце сентября, беседой президентов в парижской гостинице во время климатического саммита в середине ноября, встречей Путина и Обамы в рамках саммита «Большой двадцатки» в Турции в конце ноября, а также визитом госсекретаря США Джона Керри в Москву в середине декабря, в ходе которого Керри встречался не только с главой МИДа России Сергеем Лавровым, но и с Путиным, а также погулял по улицам Москвы, поговорил с прохожими и купил сувениры. «Посыл предельно ясен: Москва, может быть, и не самый лучший друг Вашингтона, но там заинтересованы в более расслабленных отношениях», — подчеркивает Focus.
В качестве четвертого пункта Focus выделяет тот факт, что США отказались от громкой критики политики Кремля в отношении Украины. Во всяком случае, ни Обама, ни Керри пока что не делали каких-либо заявлений. Это объясняется тем, что «глава Кремля успешно отодвинул конфликт на востоке Украины на задний план благодаря своей военной операции в Сирии, которую никто не ожидал». Отношения России и США несколько упростились, поскольку наибольшие споры из-за диаметрально противоположных позиций вызывала именно Украина.
Последний признак — Россия впервые проголосовала за резолюцию ООН по Сирии, хотя до этого годами блокировала ее своим вето. Тем самым «устранен еще один спорный пункт в отношениях с США». Также еще до голосования по этой резолюции российское правительство дало понять, что оно готово к компромиссам по президенту Сирии Асаду и даже может рассмотреть вопрос его ухода, если смена власти произойдет без вмешательства третьих стран, за что выступают США. Ранее «любая дискуссия о смене власти в Сирии была для России табу».
Налицо недвусмысленные признаки отказа Путина и Обамы от курса на конфронтацию, но это, как заключает Focus, вовсе не означает, что Москва и Вашингтон вновь «полюбили» друг друга. За российским курсом на сближении просматривается четкая логика. Так, сирийская операция отвлекает внимание от украинского конфликта, на котором Путин больше не может зарабатывать внутриполитический капитал. Во-вторых, Россия сумела высвободиться из международной изоляции: Путин не только вернулся на международный паркет, но и на равных разговаривает с Обамой. Это льстит национальному эго России и помогает президенту сохранять высокие рейтинги. «Раньше для сплочения россиян вокруг фигуры Путина надо было постоянно делать из Америки пугало, но теперь российский лидер более не нуждается в этом», — говорится в материале.