Иран и Саудовская Аравия на пороге войны
Происходящее между Ираном и Саудовской Аравией, неумолимо приближающимися к пропасти войны, — логическое следствие роста напряженности в последние годы, и сегодня весь Ближний Восток пронизан противостоянием Эр-Рияда и Тегерана, которое поспешно и ошибочно сводят к конфессиональному конфликту суннитов и шиитов, пишет в редакционной статье Le Monde.
И хотя религиозное измерение действительно присутствует в этой конфронтации теократических держав, в большей степени речь идет о политической модели — республика против абсолютной монархии — и столкновении двух стремлений к региональному господству на фоне светского противостояния арабов и персов. «Тегеран и Эр-Рияд — лидеры двух союзов, которые придают каждому локальному конфликту — от Ливана и Сирии до Йемена — характер столкновения двух блоков», — отмечает Le Monde.
«Саудовская Аравия и Иран так бурно реагируют на то, что одна страна считает провокацией со стороны другой, потому что оба государства, уже расшатанные резким падением цен на нефть после 2014 года, видят себя в опасности, окруженными врагами», — пишет газета.
«В чрезмерно вооруженном регионе, продолжающем поставлять основную часть мировой нефти, ирано-саудовский конфликт — худшее, что можно себе представить. Чтобы избежать этого, Запад должен сыграть свою роль. Франция — привилегированный партнер Саудовской Аравии, она продает ей много оружия и не скупится на дипломатическую поддержку. С другой стороны, она готовится принять иранского президента Хасана Рухани, визит которого был отложен из-за терактов 13 ноября, — пишет газета. — Однако на сегодняшний день Франция ограничилась лаконичным заявлением, выразив «сожаление» по поводу казней в Саудовской Аравии. Парижу пора предпринять шаги для достижения мира или, по крайней мере, диалога. Борьба против ИГИЛ (запрещено в РФ. — Прим. ред.) зависит от деэскалации между Ираном и Саудовской Аравией».